Программы

rainbow

Маленькие Россияне

Программа знакомит детей с наиболее важными событиями в истории Руси, ее героями, основами православной культуры, бытом и т.п. и включает календарно-тематический план занятий, досугов, бесед, их содержание, работу с родителями. Материал Программы предназначен для детей 4-7 лет в дошкольных учреждениях, но может быть использован и в группах о кратковременным пребыванием в детском саду.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1.Пояснительная записка ............................................................................... 4

 

2.Учебно-тематический план.......................................................................... 8

 

3.Содержание программы..............................................................................10

 

Календарно – тематическое планирование...................................................11

 

4.Методическое обеспечение программы......................................................27

 

5.Список литературы ....................................................................................28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколениемстановится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как Родина. Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна их наиболее важных. 

Программа культурологической направленности «Маленькие  Россияне» раскрывает патриотическое воспитание дошкольников через воспитание любви к родному дому, семье, родной  природе, культурному достоянию своего народа своей нации, защитникам Отечества, уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, государственной символике, традициям государства, общенародным праздникам и  толерантного отношения к представителям друг их национальностей.

Русская история богата яркими событиями, пронизана великой силой духа, богатырскими подвигами, воспетыми в летописях, легендах, былинах, архитектуре, живописи, поэзии - это является новизной данной программы.

Одним из важнейших направлений в преодолении бездуховности значительной  части общества является духовно - патриотическое воспитание и образование детей. Этому способствует знание отечественной истории, что является  актуальным в наши дни.

Педагогической целесообразностью  является совершенствование патриотического воспитания, обеспечивающего развитие России как свободного, демократического государства, формирование у граждан РФ высокого патриотического сознания, верности  Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей. Понимая значимость данной проблемы дошкольные учреждения ищут разные пути и подходы к решению проблем патриотического воспитания. 

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка 

инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых подходов в организации этой  деятельности с подрастающим поколением. 

За последнее время все большее распространение приобретает взгляд на патриотизм – как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно -нравственный, идеологический, культурно- исторический, военно - исторический и другие  компоненты.

К числу определяющих принципов, которые одновременно являются важным условием реализации целей и задач патриотического воспитания, относится признание высокой социальной значимости патриотизма, необходимости создания реальных  возможностей и осуществления целенаправленных усилий для его развития у детей.

      В системе дошкольного образования значительно расширилось программно - методическое обеспечение образовательного процесса. Программу патриотического воспитания детей многие ДОУ пытаются решить с помощью различных программ. 

В основе программы «Маленькие  Россияне» лежит программа духовно -патриотического воспитания детей 5-7 лет «Свет Руси» В.Н.Вишневской. 

Цель программы–воспитание высоких духовных ценностейи культурных традиций у детей дошкольного возраста, направленныхна раскрытие и формирование общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной культуры региона, к родной природе, чувства сопричастности.

Задачи:

Развивать самопознание и воспитывать у детей уважение к себе, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи.

Формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создания условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг.

  Ознакомление детей с историей и культурой родного края, природным 

социальным и рукотворным миром.

  Формирование у детей дошкольного возраста основ духовной культуры, гуманного отношения к человеку и его труду, уважения к культурным ценностям разных народов. Программа состоит из трех циклов, каждый из которых расширяет и дополняет содержание другого. Работе с детьми отведено два цикла, такие как: 

  «Древняя Русь»;

  «Знакомство с русской народной культурой».

Третий цикл - « Дом –колыбель души» отведен работе с родителями.

Отличительной особенностью нашей программы является взаимосвязь между циклами,направленными на воспитаниеу подрастающего поколения

личности – патриота, как неотъемлемой части патриотического воспитания.

Предлагаемая программа знакомит детей с наиболее важными событиями истории Руси, ее героями, основами православной культуры, традициями, бытом способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам.

Программа рассчитана на 1 годобучения, реализуется в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Программа и ее отдельные разделы могут быть реализованы педагогами 

дополнительного образования, руководителями кружков и другими специалистами в условиях работы ДОУ.

 

Форма работы  взрослого и ребенка включает в себя:

-беседа с детьми;

-рассматривание иллюстраций;

-изготовление альбомов;

-работу с картой;

-чтение художественной литературы и заучивание небольших произведений;

-дидактически подвижные и сюжетно-ролевые игры;

-продуктивные виды деятельности;

-выставки творческих работ;

-экскурсии.

Режим занятий: 1 раз в неделю продолжительностью30 минут.

 

Ожидаемые результаты по программе (старший дошкольный возраст)

 

Иметь представление

 

-  о предках, славянах, русичах;

- об окружающей их природе, поселениях, трудностях жизни;

- о внешнем виде, о внутренней жизни;

- о возникновении Государства Российского, первых князьях;

- о богатырской славе, о богатстве народной культуры, национальных  особенностях характера и быта наших предков.

Уметь

 

-рассматривать картины;

-составлять небольшой рассказ;

-правильно держать кисти и ножницы;

-соблюдать правила безопасности в работе с ножницами;

-владеть техникой обрывной аппликации;

-знать виды декоративно

-прикладного искусства, их отличительные особенности.

 

 

Способы определения результативности

 

 

No 

п/п

 

Ф.И. 

ребенка

 

История народной культуры и традиций

Знакомство с русским 

народным творчеством

Знать об 

истории 

государства

Знать об 

истории 

быта 

древнего 

народа; 

традициях; 

народных 

праздниках.

Знать о 

народной 

игрушке, 

истории ее 

возникновения

 

Знать 

названия 

видов 

русского 

народного 

творчества

 

Знать 

характерные и 

отличительные 

особенности

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

Формы подведения итогов: выставки, конкурсы, коллективные работы, итоговые занятия-досуги по темам, педсоветы, конференции, участие в педагогических гостиных.

 

Уровни освоения программы

Высокийуровень:

Имеет представление о первых людях - славянах, как и где они жили;

Называет особенности строительства русской избы;

Знаком с понятиями Крещение Руси, Святая Русь;

Знает историю возникновения г. Москвы, ее достопримечательности, заслуги и достижения;

Может назвать народные праздники и рассказать о народной игрушке  –матрешке;

Анализирует и может отличить изделия русского народного творчества.

 

Средний уровень: 

Имеет представление о первых людях - славянах, как и где они жили;

Затрудняется назвать особенности строительства русской избы;

Путает понятия Крещение Руси и Святая Русь;

Знает  историю возникновения г. Москвы, ее достопримечательности, заслуги и достижения;

Может назвать народные праздники и рассказать о народной игрушке –матрешке;

С помощью педагога рассказывает о древних защитниках Отечества;

Не может по элементам в узоре отличить изделия русского народного творчества.

 

Низкий уровень:

Не имеет представления о первых людях - славянах, как и где они жили; 

С помощью педагога называет особенности строительства русской избы;

Путает понятия Крещение Руси и Святая Русь;

Не знает историю возникновения г. Москвы, ее достопри-мечательности, заслуги и  достижения;

С помощью педагога называет народные праздники и рассказывает о народной игрушке – матрешке;

Плохо знает имена древних защитников Отечества;

Не умеет по элементам в узоре отличить изделия русского народного творчества.

 

 

Учебно - тематический план

 

 

Циклы

 

Тема

 

Количество часов

теоритич.

практич.

1 цикл

(работа  с детьми)

Древняя 

Русь

 

«Кто такие славяне?»

1

 

«Откуда пошла Земля Русская .....»

1

 

«Игорь и Великая княгиня Ольга»

1

 

«Богатырская Русь»

1

 

Картина В.Васнецова «Богатыри»

 

1

Сказ о Дмитрии Донском и Куликовской 

битве

1

 

«Жизнь москвичей в древности»

1

 

«Как в Москве учились?»

1

 

Чтение стихотворения «О Русь моя .....» 

Т. Курбатова, И. Никитин, Н. Рубцова

 

1

«Наша добрая матрешка»

1

 

Аппликация «Наряди матрешку»

 

1

«Посиделки» 

1

 

«Забавы вокруг печки»

1

 

Рисование «Русская печь»

 

1

Изготовление альбома «Древняя Русь»

 

1

Народные игры «Ручеек», «Гори-гори ясно»

 

1

Слушание аудиокассет (русский народный фольклор)

 

1

2 цикл

(работа с детьми)

Знакомство с 

русской 

народной 

культурой

 

«Земля наш общий дом»

1

 

«Наша Родина Россия –наш язык русский»

1

 

«Беседа о Волге»

1

 

«Люблю березку русскую......»

1

 

Аппликация «Белая береза»

 

1

«Хлеб –всему голова»

1

 

«Пасха –светлая Пасха»

1

 

Выставка творческих работ «Пасхальное яйцо»

«Как живут в деревне»                                                        

 

1

1

 

«В гостях у хозяюшки»

1

 

«Тула –самоварная»

1

 

«Ай да пряник –просто загляденье»

 

 

Выставка работ из соленого теста 

«Тульский пряник»

 

1

«В гостях у Городецких мастеров»

1

 

«В мастерской дымковской игрушки»

1

 

Рисование «Волшебные ягоды и листья» 

(хохлома)

 

1

«Гжельские узоры»

 

1

«Отражение русских традиций в национальных костюмах»

1

 

Конкурс на лучший национальный костюм

 

1

 

 

 

Итого:

36

23

13

 

 

 

Работа с родителями

 

 

Циклы

Тема  занятия

Вид занятия

3 цикл

(работа с 

родителями)

Дом –колыбель души

О мире ребенка, формах общения с ребенком, знакомство с элементами истории, культуры

Индивидуальные беседы. 

Анкетирование. Конференция 

«Знакомим детей со Светом Руси»

 

Библия –«за» и «против»

 

Совместная подготовка 

праздников, досугов. 

Разработка педагогами, 

воспитателями материалов для чтения и бесед с детьми дома, совместных твор-ческих работ. Сбор иллюс-траций, предметов старины и т.п. Приглашение на занятия, праздники роди-телей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание  программы

 

I цикл.  Древняя Русь (работа с детьми).

 

Дети знакомятся с историей Древней Руси с ее прошлым. Расширяются пред-ставления детей о первых людях –славянах, об особенностях строительства русской избы, домашней утвари.

 

Углубляются знания детей о главных богатствах Руси: природе, людях-

тружениках, воинах, князьях. Дети знакомятся с одним из важнейших периодов жизни и становлениях нашего Отечества –Крещения Руси.

Дети получают знания об истории возникновения города Москвы, о ее 

достопримечательностях, заслугах и достижениях. 

 

II цикл. Знакомство с русской народной культурой (работа с детьми).

 

В данном цикле происходит формирование начал самосознания ребенка -дошкольника и овладение элементарными сведениями по истории, географии и культуре Родины, воспитании поколения людей, осознающих себя в непрерывном контексте истории, связанных с прошлым, настоящим и будущим своей культуры, воспитание бережного отношения к природе, ознакомление с отечественными произведениями  живописи и декоративно-прикладного искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

 

Месяц

Тема

Цель

Содержание

Материал

Сентябрь

 

«Кто такие славяне?»

 

Развивать историчес-кую память, пред-ставления о доброте и красоте;

Формировать культуру чувств и ин-терес к древним корням

 

-чтение стихотворения «Славяне» 

(Н.Тубцова);

-беседа «Предки

-славяне»; 

-объяснение значения вариантов 

названий «славяне», «славяне».

Мольберт с репродукциями 

картин из жизни древних 

славян; 

Фрагменты произведений 

Баха, Чайковского.

«Откуда пошла земля русская»

Дать первоначальные знания о русских 

городах Киеве, Новгороде; о работе, 

отдыхе славян; вызвать интерес к 

корням истории, уважение к предкам

-беседа о реке Днепр;

-словарная работа: «городище», «тын»;

-знакомство с Андреем Первозванным;

-народная игра «Хоровод».

Карта расселения славян;

Иллюстрации (фото, 

рисунки) г.Киева, 

г. Новгорода.

«Игорь и Великая 

Княжна Ольга»

 

Расширять и углуб-лять знания детей об истоках России;

Формировать элементы историчес-кого  мышления;

Воспитывать гордость за Землю 

Русскую, уважение и любовь к нашим 

предкам, к дому, к семье

-чтение стихотворения «Русалочка»;

-театрализованная деятельность: 

Русалочка и дети;

-знакомство с кня-зем Игорем;

-знакомство с кня-гиней Ольгой;

-чтение стихотворе-ний о Руси.

Стулья, мачта, карта расселения славян

 

«Богатырская Русь»

 

Закрепить и расши-рить знания детей о силе и славе богатыр-ской Руси.

 

-словарная работа «богатырь», «герой», «дружина»;

-знакомство с зарождением Руси, 

подвигами славян;

-чтение былин об Илье Муромце, книг 

из серии «Наше Отечество»;

-прослушивание отрывков из  «Бога-тырской симфонии» А.Бородина.

 

 

 

 

Репродукции картин 

художников передвижников 

В. Верещагина, 

В. Васнецова;

Иллюстрации к теме: 

«Древнее зодчество Руси»

 

Месяц

Тема

Цель

Содержание

Материал

Октябрь

 

Картина Васнецова 

«Богатыри»

Расширить знания детей о любимом 

народном герое бога-тыре Илье Муромце;

Формировать и вос-питывать истори-ческую память.

-рассматривание картины «Богарыри»;

-чтение стихотворений о богатырях 

русских (Е. Санин);

-беседа по прочи-танному;

-рисунки детей «Свой богатырь» (рассмат-ривание работ)

Заготовки для работ, краски, 

кисточки; репродукция 

картины В. Васнецова 

«Богатыри»

 

Сказ о Дмитрии 

Донском и Кули-ковой  битве

 

Воспитывать интерес и уважение к слав-ной жизни наших предков и любовь к Отчизне, семье.

 

-рассказ о Куликовской битве;

-беседа о Вещем Олеге, о Владимире 

Красно Солнышко;

-автобиография Д.Донского и его 

подвиги

Иллюстрации, книга 

В.Еременко, Д.Донской

 

«Жизнь москвичей в  древности»

 

Познакомить с условиями жизни и 

бытом москвичей в древние времена;

Дать представление о том в каких домах жили москвичи, как одевались, что ели.

 

-игра «Путешествие на машине времени»;

-беседа про дома, одежду, посуду в 

сравнении с нашим временем;

-что такое печь;

-чтение стихов Н. Кончаловской.

Стихи Н.Кончаловской из книги «Наша древняя столица»;

Иллюстрации к постройкам 

древней Москвы. 

«Как в Москве 

учились?»

 

Продолжить знаком-ство детей с традици-ями и куль-турой русского народа

 

-рассказ воспитателя о старославянской 

азбуке;

-Кирилл и Мефодий первоиздатели 

азбуки;

-чтение cтихотворе-ния «В старину учились дети» Н. Кончаловской;

-беседа по рассказу Л.Н. Толстого 

«Филлипок»;

-игра «Зайчик»;

-дети украшают бук-вы и клеят на бересту.

 

 

 

 

 

 

 

Все необходимое для аппликации, лист ватмана 

оформленный под бересту.

 

Месяц

Тема

Цель

Содержание

Материал

Ноябрь 

 

«О Русь моя»

 

Знакомство детей с творчеством 

русских писателей

 

-чтение стихотворений из цикла «О Русь 

моя» Т.Курбатова, 

И. Никитина, Н.Рубцова 

Произведения писателей, 

иллюстрации к ним.

 

«Наша добрая 

матрешка»

 

Воспитывать интерес к быту и изделиям народно-прикладного 

искусства, фольклору России

 

-беседа о русских ремеслах;

-загадывание загадки о матрешке;

-рассказ о селе Полховский Майдан;

-чтение стихотво-рений о матрешках 

А. Алехина;

-игры детей с матрешками. 

Комната русских ремесел.

 

Аппликация «На-ряди матрешку»

 

Закреплять знания детей о виде 

народно-прикладного искусства 

–матрешке;

Воспитывать бережное отношение к 

игрушке Древней Руси.

Выставка творческих работ. Подведение 

итогов.

 

Готовые формы матрешек, 

цветная бумага, картон, 

клей, кисть.

 

«Посиделки»

 

Воспитывать интерес к народному быту;

Формировать образную речь, упот-реблять пословицы, поговорки

 

-русская комната с печью;

-рассказ о занятиях людей в старину;

-рассматривание избы;

-хоровод «На горе то калина»;

-разгадывание загадок о 

предметах быта;

-игра «Сорока».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предметы быта: горшки, 

скатерть, вязанные дорожки, 

лапти, ухват, кочерга..., 

платки.

 

Месяц

Тема

Цель

Содержание

Материал

Декабрь 

 

«Забавы вокруг 

печки»

Продолжать знако-мить с бытом русско-го народа, с печью –главной частью избы.

-беседа о печке;

-что можно приготовить в печи?

-загадывание загадок о печи.

Макет печки; 

Иллюстрация к сказкам, где 

встречается печь «Гуси-лебеди», «По щучьему 

велению», «Колобок».

Рисование «Русская  печь»

 

Развивать эстетичес-кий вкус. Учить 

детей рисовать русскую печь. 

Воспитывать уваже-ние к древним 

мастерам-печникам. 

-рассматривание ма-кета печки, 

выявление ее основ-ных частей;

-рисунки детей «Русская печь»;

-итог.

Белая бумага, краски гуашь 

или акварель (по выбору 

детей), кисти, вода.

 

«Древняя Русь»

 

Закреплять знания детей об истоках 

России –древней Руси.

 

Изготовление альбома «Древняя Русь»

 

Иллюстрации, открытки,

вырезки о собы-тиях Древней 

Руси, клей,кисть.

«Народные игры»

 

Познакомить детей с народными играми

 

Народные игры: «Ручеек», «Гори,гори  ясно»

 

Группа, дети,вос-питатели, нацио-нальные костюмы.

Месяц

Тема

Цель

Содержание

Материал

Январь 

Прослушивание 

аудиокассет (русский народный фольклор)

Расширить представления детей о русском народном фольклоре

-слушание аудио-кассет (народные 

инструменты, песни, баллады);

-концерт для фор-тепьяно с оркестром 

П.И. Чайковского «Народные хоро-воды»

Аудиокассеты с 

произведениями русского народ-ного фольклора

 

«Земля –наш общий дом» 

Формировать само-сознание ребенка 

связанное с овла-дением элементар-ными знаниями по истории, географии, культуре России;

Воспитывать детей на непрерывной свя-зи истории прошлого

-встреча «Поче-мучки»;

-беседа о глобусе;

-физминутка «Калинка»;

-итог

 

Глобус, карта России, 

взрослый в роли 

«Почемучки»

 

«Наша Родина Россия –наш язык русский»

 

Воспитывать любовь к Родине, народному 

творчеству;

Закреплять знания детей о русском 

фольклоре;

Познакомить с понятием «устное народное 

творчество»

-звучит песня М. Матусовского «С чего начинается Родина»;

-беседа воспитателя с детьми;

-знакомство с понятием «устное 

Народное творчес-тво»;

-игра «Мы из       сказок»;

-чтение стихотворе-ния Н. Тыленкова

Песня М.Матусовского «С чего начи-нается Родина», 

стихи поэтов

«Беседа о Волге»

Воспитывать любовь к природе;

Уточнить значение воды в жизни людей и животных

-звучит песня «Моя Россия»;

-беседа по вопросам;

-чтение стихот-ворения о Волге С.Я. Маршака;

-рассматривание открыток городов на 

р.Волге;

-беседа;

-физминутка;

-итог

Иллюстрация Волги; 

фотографии, 

открытки 

городов на Волге

 

Месяц

Тема

Цель

Содержание

Материал

Февраль

 

«Люблю березку 

русскую»

Формировать у детей культуру общения с 

природой и эстети-ческое отношение к ней, уточнять и углублять знания детей о взаимосвязи человека и природы. Показать экопози-тивное отношение человека к природе, воспи-тывать любовь к Родине через худо-жественно-эстети-ческое восприятие. Учить передавать в рисунке характерные особенности изоб-ражения  березы.

-чтение стихотворения В.Степанова 

«Родина»;

-беседа по вопросам;

-рассматривание ил-люстраций с изоб-ражением березок в разное время года;

-хоровод «Мы вокруг березки»;

-итог

 

Аудиокассета с записями рус-ских народных песен, 

репродукции картин русских 

художников, стихи русских 

поэтов, поделки из бересты 

 

«Белая береза»

Воспитывать любовь к Родине через 

художественно-эстетическое восп-риятие

-аппликация «Белая береза»;

-вступительное слово;

-рассматривание иллюстраций;

-повторение способа отрывной аппли-кации;

-физминутка;

-итог

Клей, кисти, бумага разных 

цветов, фломас-теры 

 

«Хлеб –всему голова»

Воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу

-звучит песня «Отличные пшенич-ные»;

-загадывание загадок о хлебе;

-беседа «Какой хлеб»;

-игра с мячом (обра-зование родственных слов к слову «хлеб»;

-беседа «Откуда хлеб пришел»;

-психогимнастика;

-игра «Узнай на вкус»;

-итог

Мольберт, картины из серии «Выращи-вание хлеба», 

хлебобулочные изделия»

 

«Пасха –светлая Пасха»

Помочь детям в освоении понятий 

собственной наци-ональной куль-туры, 

которая базируется на православных 

ценностях. Познакомить детей с 

историей и смыслом главного праздника христианства –Пас-хой.

-рассказ «Что такое Пасха»;

-беседа с детьми, как они встречают 

Пасху;

-рассматривание открыток с изобра-жением раскрашен-ных яиц

 

Иллюстрация церквей, 

открытки с изображением 

пасхальных яиц и пасок.

 

Месяц

Тема

Цель

Содержание

Материал

Март

«Пасхальное яйцо»

Воспитывать уваже-ние к народным 

праздникам через продуктивную 

деятельность

Выставка творческих работ «Пасхальное 

яйцо»

 

 

«Как живут в 

деревне»

Вызвать у детей интерес к жизни на 

Руси, к русской деревне,крестьянской 

избе.

 

-рассматривание иллюстраций с 

изображением деревни;

-беседа с детьми «Как можно построить 

избу»;

-словарная работа «сруб», «скат»;

-чтение пословиц «Семья крепка 

ладом», «Вся семья вместе, так и душа 

на месте».

Изображение русской дере-венской избы,

пословицы, русская народ-ная музыка.

 

«В гостях у Хозя-юшки»

 

Познакомить с историей русского 

народа, бытом, обычаями. Продол-жить знакомить с устным народным 

творчеством.

-исполняется русская народная песня 

«Русь деревянная»;

-беседа;

-чтение пословиц о избе;

-загадывание загадок о предметах 

которыми работали в древности (грабли, 

коса, вилы);

-итог                                        

Русская изба, воспитатель в 

русском народном костюме.

 

 

 

 

 

 

«Тула самоварная»

Дать знания детям о г.Туле, расширить 

представление детей о самоваре. 

Систематизировать и закрепить знания 

о труде мастеров народных промыслов.

-рассказ о старинном г. Туле;

-рассматривание самовара (внешний 

вид, материа

л, строение);

-совместное чаепи-тие;

-итог.

 

Разные виды самоваров; 

иллюстрации и открытки г. 

Тулы;

Пачки зеленого и черного 

чая;

Скатерть, чашки .....

Месяц

Тема

Цель

Содержание

Материал

Апрель

«Ай да пряник –

просто загляденье»

Вызвать интерес к пряничному искус-ству.

-беседа «Хлеб –всему голова;

-рассматривание иллюстраций по из-готовлению пряников;

-виды и формы пря-ников;

-чтение стихотво-рения С.Кайдаш 

«Козюли» (название пряников на дальнем Севере);

-итог

Иллюстрации домашней 

выпечки;

Открытки и стихи о пряни-ках;

Р.Щедрин «Озорные час-тушки»

 

 

«Тульский пря-ник»

Развивать фантазию, воображение. Нау-чить создавать фигур-ную форму пряника, украшать его.

-выставка работ из соленого теста 

«Тульский пряник»;

-итог

Соленое тесто, краски, кисти.

 

«В гостях у Горо-детских мастеров»

 

Воспитывать интерес к русскому народ-ному творчеству. Познакомить 

детей с произведе-ниями русского на-родного творчества Городецких масте-ров

-рассказ хозяйки про старинный город 

Городец;

-рассматривание древне -русских предметов;

-городецкие узоры;

-конь –главный символ городецких 

узоров;

-чтение пословиц и поговорок о работе;

-итог

Украшенный изделиями 

русских народ-ных промыслов зал

 

«Гжельские узоры»

(рисование)

 

Продолжить знакомить детей с 

русским народным творчеством «гжель». Учить соотносить реальные и сказочные образы.

-беседа с детьми о птицах, реальных и 

сказочных, о внеш-нем виде, месте 

обитания;

-рассказ о старом городе Гжель;

-элементы гжельской росписи (рассмат-ривание иллюстра-ций);

-физминутка;

-выполнение работы;

-итог

Контур птицы из белой бума-ги;

Синяя гуашь, кисти, вода;

Таблица с эле-ментами гжель-ской росписи.

 

Месяц

Тема

Цель

Содержание

Материал

Май

«Отражение русских традиций в русском костю-ме»

 

Формировать уважение к традици-ям русского народа, к человеку -труженику.

 

-рассматривание одежды в сравнении с 

современной(внешний вид, детали);

-место приобретения одежды;

-ткань –раньше и сейчас;

-прослушивание пес-ни о белгородском 

костюме;

-орнаменты и украше-ния их назначения 

и обереги;

-танец по выбору де-тей.

Этнографические костюмы 

Курской и Белгородской 

областей;

Шерстяные нитки, бусы, 

ножницы, иглы.

 

 

«Национальный 

костюм»

Поддерживать интерес к националь-ной одежде. Уточнить детали одежды, их функци-ональное назначение и преобразование.

-КОНКУРС на лучший националь-ный костюм и его представление;

-итог.

 

Дети в нацио-нальных кос-тюмах.

 

«В мастерской 

дымковской иг-рушки  (глина)»

 

Воспитывать интерес к народным промыс-лам. Учить создавать образы используя полученные навыки и приемы лепки. Формировать умение работать с глиной.

-прослушивание песни «Ой мороз, 

мороз»;

-чтение детьми стихотворения о 

с.Дымково;

-пение П.Синявского «Игрушкины 

частушки»;

-рассматривание дымковских игрушек;

-дидактическая игра «Выбери коня»;

-физминутка;

-выполнение работы;

-итог

Панно «Зима»; 

Иллюстрация «Народная 

игрушка»;

Глина, стеки, вода, 

технологические карты по 

лепке.

«Волшебные ягоды и листья»

 

Познакомить с росписью хохломы. 

Учить выделять элементы узора 

(листок, ягода, трав-ка). Воспитывать 

любовь и уважение к труду народных 

мастеров-умельцев.

 

-рассматривание изделий (миски, лож-ки, чашки);

-беседа о хохломской росписи;

-как деревянные чашки превращаются в золотые .....;

-элементы и цвета хохломского узора;

-физминутка;

-выполнение работы;

-итог.

Репродукции 

изделий хохло-мы, гжели, дымки;

Листы белой бумаги, аква-рель, кисти,вода.

 

 

 

 

 

III цикл. Дом-колыбель души (работа с родителями).

 

Я помню ночь, тепло кроватки,

Лампадку в сумраке угла

И тени от цепей лампадки...

Не ты ли Ангелом была?

(И. Бунин)

 

Родительская конференция «По Руси»

(с участием детей)

 

Здравствуй, Русь! Седые дали,

Нивы, села, города...

Память подвигов и славы,

Войн, молитв, любви, труда!

(Е. Санин)

 

Содержание:

 

1.  Музыкально-литературная композиция о Руси с выступлением детей старшей и подготовительной групп.

2.Из опыта работы (сообщения).

3.Выступления родителей.

 

Цели:

- приобщить родителей к работе по Программе « Свет Руси»; вызвать интерес к истории,  опыту семейного воспитания на Руси;

- стимулировать желание общаться с детьми, беседовать с ними на исторические темы,  вместе смотреть фильмы, читать книги, ходить в  походы, заниматься продуктивной  деятельностью (аппликация, конструирование).

 

 

 

Оформление:

русские платки, изделия народно-прикладного, декоративного искусства (вышивки, скатерти, рушники; большая картина «Зимняя деревня» -вышивка; вязаные изделия).

 

Русский - стол:

рецепты русских блюд, чай с самоваром, пирогами, сушками...

Музыкальное сопровождение: отрывки из произведений П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, колокольный звон, русские песни.

Воспитатель:

Мы живем в сложное время. Нужны прочная опора, тепло и свет, чтобы не озлобиться, не сломаться, выстоять...

Трудно... А особенно трудно и плохо детям, которым в наши дни часто не хватает любви, радости, сердечного тепла. А без этого невозможно воспитать и вырастить сильного, доброго, справедливого человека.

Детство - это основа всего. И то, что заложено в эти годы, как семена, прорастет в будущем.

Как выстоять самим и помочь детям? Давно известно, что силу в трудные времена дают наши истоки, корни. А для России эти истоки 

-ее история. К ней мы и обращаемся, чтобы духовные основы великой культуры помогали в жизни и нашим детям.

 

Здравствуй, Русь! Седые дали,

Нивы, села, города,

Память подвигов и славы,

Войн, молитв, любви, труда.

 

...Сколько бед прошло над Русью,

Подсчитать я не берусь,

Только низко поклонюсь я

И промолвлю: «Здравствуй, Русь!»

 

Русь, как и Россию сейчас, населяли множество народностей, жили они дружно, верили в единого Бога и общими усилиями защищали Отечество от врагов, проявляя чудеса храбрости, духовной стойкости, народной смекалки и творчества... Понимая, что такая история - мощное средство для воспитания детей, сегодня почти повсеместно дошкольные учреждения обращаются к ней. Обращаемся и мы, чтобы заложить в души наших детей любовь и уважение к своим корням, Отечеству, а следовательно, к семье, друг к другу, и формировать духовные основы личности.

Древняя Русь - это особая духовная цивилизация, прославившая нашу страну на многие века... Русская Земля манила путешественников красотами и богатством, силой духа народов, населяющих ее, и особым светом святости...

Святые считались охранительной духовной силой Руси. И дети знают некоторых из них. Кого? Назовите...

Дети: Например, великий Святой -Сергий Радонежский... Он помог поднять всю Русь на победную борьбу с монголо-татарским игом.

«Солнечный святой» -Серафим Саровский... Он всех встречал с радостью и всем помогал.

Воспитатель:Даже начальное знакомство со святыми Руси уже многое дает нашим детям.

Читаешь святые сказанья, —

И к правде стремишься сильней,

И жаждет душа подражанья,

И бодрость является в ней!

Места, где жили святые, считались особыми, благодатными, освященными великой, чистой любовью и дарующими духовную помощь и душевный покой.

Здесь много молились... Верили, что от горячих молитв грех тает, как соль в воде. И из малого прудика душа человеческая превращалась в море и очищалась, становясь прозрачной и легкой.

Свет веры и добра озаряет храмы Руси, которые строили только на святых местах. Их красота захватывает дух, как, например, Храм на Нерли, оставленный нам Андреем Боголюбским с XII века. Поэт о нем сказал:

Мы пришли с тобой и... замерли,

И забыли все слова

Перед белым чудом на Нерли,

Перед чудом Покрова.

Что ни камень, а из света весь,

Из любви и из молитв...

(Б. Чичибабин)

 

Так мы начинаем знакомство с Русью, с элементами мировой культуры, Библией, с жизнью наших предков, пронизанной глубокой верой. Возвращаясь с победой, усталые полки шли за князем не по домам - это знали все, даже дети малые: сначала они шли в храм. Недаром именно в это время сложилась пословица: «На Руси жить -БОГА любить». 

(Дети называют другие пословицы.)

После этого мы начинаем знакомить детей с главными событиями истории Руси. И прежде всего -с БОГАТЫРСКОЙ РУСЬЮ, силой и храбростью наших предков...

Витязи былинные

Мчатся на рыси,

Целят копья длинные

На врагов Руси.

И ведут неравную

Сечу за страну,

Веру православную,

За детей, жену...

(Е. Санин)

 

Примеры подвигов воинов - богатырей, князей вызывают у детей потребность в физической активности, мужественных поступках, смекалке, воле, воспитывают будущих граждан своего Отечества.

Особенно привлекает детей образ великого князя Святослава,который с самого детства, а потом и всю жизнь, делил со своей дружиной все невзгоды и трудности походов, тяжелые переходы без сна и отдыха, а когда удавалось, - и сон на земле, и еду из  общего котла. И еще постоянные тренировки и упражнения в беге с препятствиями, скачках на лихих конях, в умении владеть копьем и мечом... Недаром Святослав со своей дружиной не знал поражений в боях.

История Руси -это история русского патриотизма: постоянные битвы за Отечество, Землю Русскую, веру православную, за детей, жену... Яркий пример - великие князья - предводители народа русского...

Дети! Кто, по-вашему, одерживал великие победы в боях с врагами, какие князья?

Дети: Вещий Олег, Великая княгиня Ольга, сын ее Святослав, внук Владимир Красно Солнышко, великий полководец князь Александр Невский («Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет»), Великий Дмитрий Донской (« За победу! Но лучше убитым быть, чем полоненному стать!»).

- Конечно, это особо привлекает мальчиков, готовых упражняться в смелости, ловкости, быстроте весь день, но и девочки не отстают. Убедитесь сами.

 

Игра с бубном

 

-Узнают дети не только о подвигах народов, населяющих Русь, но и знакомятся с истинными человеческими ценностями: высокой Честью, Совестью, Дружбой, Братством, глубокой Верностью и Преданностью, хранимыми нашими предками. И хочется нам помочь детям.

 

...Совесть-честь сберечь, 

Как небо утреннее ясной, 

Чтоб непорочностью бесстрастной 

Дышало дело, мысль и речь!

 

Наши предки были немногословными, берегли Слово —оно в те времена было дороже жизни. И была у них КЛЯТВА, звучала она очень просто... Как, дети?

Дети: « Если я не сдержу своего слова, да будет мне стыдно!»-Сегодня привыкшие, к сожалению, к падению нравственных устоев, к беспределу криминала, лжи, мы ее не всегда воспринимаем как одну из главных заповедей. А тогда... Нарушить, несдержать Слово чести было страшнее всего: человек сгорал от стыда, умирал.

 

У наших предков, у славян,

Меж дел великого значенья,

Всегда к реченьям и словам

Было особое почтенье!

(И. Кобзев)

В те времена особо остерегались злых слов, зная их отрицательное действие на человека. Поэтому и детей учили остерегаться их:

 

Нет страшней на свете яда

Злого слова, злого взгляда:

Отравляет этот яд

Без разбора - все подряд!

(Е. Санин)

 

Знакомясь с историей Руси, дети узнают не только о битвах с врагами, но и о мирной жизни. Это способствует пониманию того, что труд -главная основа жизни на земле, и все - от человека до малой букашки - трудятся.

 

Человек, и зверь, и птаха -

Все берутся за дела:

С ношей тащится букашка,

За медком летит пчела.

 

Рыбаки уж тянут сети,

На лугу коса звенит.

За дела пора уж, дети!

Русь лениться не велит!

(М. Медзолевский)

 

-В те времена дети с самого раннего возраста росли в труде. Помните, дети?

-Да.

-Уже с трех лет дети помогали родителям, учились ездить на лошади, с 5 лет - пользовались деревянным мечом и щитом, а с 7 - принимали участие в охоте, чуть позже -их воинских походах участвовали (как 9-летний Дмитрий Донской).

И девочки росли сильными да умелыми, с малых лет помогали по дому: умели прясть, вязать, шить, вышивать, готовить, стирать, ухаживать за малыми да за старыми - и все легко, весело, быстро, с улыбкой да с песенкой...

 

Хоровод «На горе-то калина...»

 

А вечерами вся семья собиралась в горнице. (Песня «Пря-лица».)

На улице темно, холодно. А здесь чисто, уютно... Мерцает огонек в лампадке, освещая иконы, вспыхивает пламя в печи, разливая вокруг живительное тепло... Горит лучина, свеча на столе, вокруг него взрослые и дети - большая семья, где слово родителей - закон, а жизнь их -пример. Вот дети и растут в добром послушании. И все заняты делом... Старшие -шьют, прядут, чинят, лапти плетут, и дети учатся работать иглой, спицами... и уясняют главное для жизни:

 

Помолись, потрудись,

Только знай не ленись –

Без нужды проживешь

Да добра наживешь!

 

Что за стыд! Как не знать,

Ни кроить, ни стирать!

Я и платье скрою,

И рубашку сошью...

Так постепенно труд становиться основой жизни.

 

Песня о труде

- А совсем маленьких ребят - малышат дети постарше забавляют, веселят. Дети с куклами:

Потягушки - порастушки,

В ножки —ходунушки,

В роток —говорок,

В головку —разумок...

 

Кыши, кыши, кыши,

Расти, Таня, выше,

Выше —до хором,

До самой крыши.

И токи, токи, тошки,

Кую, кую, ножки...

 

Потягушечки, порастушечки,

Поперек толстушечки!

Руки —хвастушечки,

Ножки —бегушечки...

Так спасайтесь, убегайтесь, прячьтесь!..

(Музыка - аккомпанемент для бега)

Песня «Прялица»

 

Дети постепенно успокаиваются, и кто - нибудь из взрослых начинает рассказ о богатырях-защитниках, девицах-красавицах, умеющих все делать. И оживают сказки в добром, теплом доме... И вот уже...

 

И видятся мне

Чудные края

И Иван-царевич –

Это будто я!

 

Золотая клетка

На сучке висит,

В этой клетке -птица,

Точно жар, горит!

(В. Суриков)

 

Сказка -великий дар! Она не только забава, не только дух истории -она еще и врач-целитель: успокоит боль, растворит обиду, снимет напряжение... И еще сказка объединяет всю семью и дарит Детям чувство защищенности домашнего очага, теплоту, ласку. Душа дома все это впитывает в себя, а в трудную минуту незаметным, успокаивающим светом окутывает всех, возвращая накопленную теплоту -и семье становится легче...

От сказок переходят к обыденной жизни, поступкам, незаметно вкрапливая в беседы советы, поучения: надо уметь любить, быть скромным, старших уважать и т.п. Дети задают массу вопросов, и возникает задушевная беседа, которая всем дарит тепло и радость, просветляет ум. Именно такие семьи были характерны для Руси.

А еще любили на Руси в доме гостей принимать, пирогами угощать, пословицами-говорушками весело переговариваться:

-Красна изба не углами, а пирогами.

-Необдуманное слово в беду заведет, а обдуманное -из нее выведет.

-Нечем хвалиться, коль все из рук валится.

-На Руси жить -честь-совесть хранить!

-Кто рано встает, тому Бог дает.

-Нет друга -ищи, а нашел -береги.

-Дружба города берет.

-Жить -Родину любить.

 

 

 

 

Так вся жизнь на Руси учила мужеству, духовной стойкости, трудолюбию, чести-совести, любви к Отечеству, к детям, семье, что и мы стараемся воспитывать в детях.

 

Песня о России

(Дети уходят)

 

Ознакомление детей с истоками России помогает формировать опору личности -духовную стойкость, которую ничем не сломить, воспитывает любовь к Отечеству, семье, родителям, окружающему миру, закладывает духовно-нравственные основы, стремление развивать физические силы, совершенствовать познавательные и эстетические способности.

(Далее мы рассказываем о работе, которая ведется в форме занятий, экскурсий, наблюдений, чтения книг, походов, вечеров досуга, изодеятельности... В группах проводятся занятия (беседы, досуги, композиции) 1 раз в неделю по 30-35 минут.)

Воспитатель:Пока дети малы и безгрешны, надо торопиться наполнить их души светом добра и любви -иначе они сами найдут дорогу к злу...

Поэтому мы и стараемся ввести их в удивительный мир -туда,

 

...Где дышит хмель и каплет сок,

Где, трав целебностью наполнясь,

Ты в них вдохнешь свою духовность

И станешь.легким, как цветок!

Туда... , где пример всемирного братанья,

Туда... , где только горе без корней,

Хотим мы привести детей.

Туда... , где все добро и тайна!

(Б. Чичибабин)

 

Но это возможно только вместе с вами, уважаемые родители!

Поэтому просим вас: рассказывайте детям о Руси, обогащайте те знания, которые дает детский сад. Читайте вместе с ними детские книги, смотрите фильмы, ходите в походы, играйте «в богатырей», занимайтесь вместе сотворчеством (рисуйте, лепите, вышивайте).

Может быть, у кого-то из вас сохранилась летопись семьи, рода... Было бы прекрасно, если бы вы рассказали об этом не только вашему ребенку, но и всем детям группы.

И еще у нас есть к вам просьба: если у вас сохранились предметы старины (прялка, чугунки, ухват и т.п.), подарите их нам, нашему «Русскому дому». И очень не хватает нам иллюстраций о Руси, книг, русских костюмов и т.д. Будем бесконечно благодарны вам за помощь!

Так, совместными усилиями, мы поможем нашим детям приобрести духовную силу и стойкость наших предков.

 

 

Методическое обеспечение программы

 

 

 

 

Методические пособия для

педагогов

Демонстрационный и

раздаточный материал

Учебные аудио и

видеоматериалы

-Уроки гражданственности 

и патриотизма в детском 

саду.Практическое пособие./ 

Баранникова О.Н. –М.: 

АРКТИ, 2007 г.;

-Мой мир. Приобщение 

ребенка к социальному 

миру./Козлова С.А. -М.:

ЛИНКА ПРЕСС, 2000 г.;

-Головин Н. Моя первая 

русская история. –М., 1993;

-Кончаловская Н. Наша 

Древняя столица. –М.: 

Воениздат, 1996;

-Осетров Е. Живая Русь. –М.:Просвещение, 1985;

-Пигилова Т.А. Народная 

культура Избранное из книг 

и лекций.-М.: 1997;

-Мельников М.Н.Русский 

детский фольклор. –М.: 

Просвещение, 1987.

Изображения государствен-ного герба и флага России, произведения народного декоративно-прикладного искусства, фотографии и иллюстрации с изображениями русских народных костюмов, 

репродукция иконы «

Чудо Георгия о змие», фотографии и слайды с изображениями памятников русской  архитектуры.

 

 

Диапозитивы:

-Архитектурные 

символы православия.: 

Слайд-комплект.

-Центр «Планетариум», 

1999

Аудиокассеты:

-Колокольные звоны 

России. –Звонница 

Успенского Собора; 

благотворительный фонд «Православное видео»;

-Фольклор и духовная 

музыка детям.-Народные 

инструменты, песни, 

баллады;

-Русская классическая 

музыка детям. (Открытки из 

произведений М.Глинки, М.Мусоргского,А.Бородина, 

Н. Римского-Корсакова.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

Алешина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.–Издательство: УЦ перспектива , 2008

Белоусова, Л.Е. Навстречу Дню победы.– Издательство: Детство пресс, 2008 г.

Вишневская, В.Н. Программа духовно-патриотического воспитания детей 5-7 лет «Свет Руси»: Пособие по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». - М.:АРКТИ, 2004.

Ветохина, А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание планирование и конспекты занятий

Данилина, Г.Н. Дошкольнику об истории и культуре России.-М.:АРКТИ;2003.

Ерохина, Е.Л. Государственное устройство России. – Издательство Ювента, 2006 г.

Ерохина, Е.Л. Государственные символы России. – Издательство Ювента, 2005 г.

Зеленова, Н.Г. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников средняя группа.-Издательство Скрипторий, 2008.

Кондрыкинская, Л.А. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. – Издательства Сфера, 2010 г.

Круглова, Т.А. Россия – Родина моя. – Издательство: Ювента, 2007.

Комратова, Н.Г. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет. – Издательство: ТЦ Сфера. 2007.

Логинова, Л. В. Что может герб нам рассказать. – Издательство: Скрипторий, 2009.

Писарева, А.Е. Живем в «ладу» патриотическое воспитание ДОУ–М; ТЦ Сфера, 2007.

Савельева, О.В. Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ. – Издательство: Детство-пресс, 2010.

Смирнова, Т.В. Дошкольникам о Москве и родной стране. – Издательство: Скрипторий, 2010.

Серов, Б.Н. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика. Гимн. Герб. Флаг». – М: Вако, 2005 г.

Сусой, Е.Г. Из глубины веков. Тюмень 1994 г. 

Рыбалова, М. О. Ознакомление с родным городом, как средство патриотического воспитания. – М.Дошкольное воспитание, No6,      2003 г.

Рещикова, С.В. «Мы с друзьями - целый мир». Социально-эмоциональное развитие детей 7 лет. –М., 2007 г.

 

Пантелеев, И.М. Полная энциклопедия быта русского народа»,1998г

Мы заботимся о ваших детях

gallery