Программы

rainbow

Психология

Girl Painter

 

Дошкольный возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком.

Основным условием психического развития ребенка является его собственная деятельность. А.Н. Леонтьев подчеркивал, что «главным процессом, который характеризует психическое развитие ребенка, является

специфический процесс усвоения или присвоения им достижений предшествующих поколений людей. Этот процесс осуществляется в деятельности ребенка по отношению к предметам и явлениям окружающего

мира, в котором воплощены эти достижения человечества». Именно в активной мотивированной деятельности самого ребенка происходит формирование его личности. Причем это формирование происходит, прежде

всего, под влиянием той деятельности, которая на данном этапе онтогенеза является ведущей, обусловливающей главные изменения в психических процессах в психологических особенностях личности ребенка (общение, игра, труд, учение).

Познавательное развитие детей дошкольного возраста характеризуется следующими тенденциями:

 Восприятие становится более развитым. Дети оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделять высоту, длину и ширину.

 Совершенствуется ориентация в пространстве.

 Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7 - 8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.

 Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия.

 Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать сказку по заданной теме.

 Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20 минут. Он способен удерживать в памяти, при выполнении каких - либо действий, несложное условие.

У детей с речевыми нарушениями при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: меньший объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности. Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, частая смена настроения. Поэтому такие дети нуждаются в комплексной психолого-педагогической помощи.

Данная программа представляет собой цикл занятий по развитию познавательных процессов у детей 4 - 6 лет. 

Для соблюдения принципа единства обучения и воспитания в детском саду, опираясь на взаимосвязь специалистов ДОУ, цикл занятий построен с учетом лексических тем, изучаемых по программе обучения и воспитания в ДОУ. Также занятия в данной программе построены с учетом принципа индивидуализации, т.е. проведение представленных в программе игр и упражнений может варьироваться с учетом индивидуального уровня развития каждого ребенка. 

Цель программы: повышение уровня развития познавательных и творческих способностей у детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Основные задачи:

1. Способствовать повышению уровня развития познавательных процессов:

- внимание (концентрация, переключение и распределение); 

- память (зрительная, слуховая, двигательно-моторная);

- восприятие (цвет, форма, величина, пространство и время);

- мышление (наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое);

- воображение.

2. Стимулировать речевое развитие путём тренировки движений пальцев рук.

3. Развивать мелкую моторику и графические навыки.

4.Способствовать развитию эмоционально-волевой сферы ребёнка.

Структура занятий. В начале занятия детей необходимо настроить на предстоящую деятельность, снять эмоциональную и мышечную напряженность. Для этого педагог – психолог использует следующие игровые упражнения: «Клубочек», «Дружба начинается с улыбки», «Доброе животное», «Комплименты» и т.д. Заканчивают занятие благодарностью за сотрудничество, обменом мнений между взрослым и детьми.

Занятия проводятся в индивидуальной и групповой форме (6 - 8 детей). 

Материалом занятий служат игры и упражнения, направленные на развитие познавательных функций, воспитание личностных качеств.

Все занятия подобраны в соответствии с физическими и психологическими возможностями детей данной возрастной группы.

 

Продолжительность занятий определяется возрастом детей. С детьми среднего возраста проводятся занятия 15-20 минут, с детьми старшего возраста 20-25 минут.

Мы заботимся о ваших детях

gallery